Пути улучшения звучания усилителей низкой частоты. Доработка унч компьютерных колонок Частотная коррекция усилителей мощности

Частенько бывает, что попросят посмотреть усилитель чтобы немного улучшить звук.....
Дело в выходные сделано, а следов не остается.

Потом вспоминаешь - что это было?
Поэтому хоть для себя (может кому и пригодиться) буду в каждом сообщении немного описывать что делалось в конкретном усилителе и по возможности прикладывать фотки.
Также буду здесь давать ссылки, если какой усилитель описан в другом блоге или форуме.
Не раз уже спрашивали, поэтому во вступлении сразу и скажу: я не буду в сообщениях прилагать осциллограммы, спектры усилителей и упоминать про регулировки тока покоя УМ. Это все делается по обычным методикам измерений, регулировке.. специалистам известно как и к какому результату надо прийти, чтобы усилитель хорошо играл и хорошо знают, к чему может привести неправильное выставление смещения и термокомпенсации токов покоя.
А неспециалистам лучше этого не знать.

http://www.electronics.ru/files/article_pdf/3/article_3164_325.pdf
http://www.rlocman.ru/shem/schematics.html?di=278201

Дисклеймер: советчик не несет никакой ответственности за свои советы.

E.O.S. AE-90F LE

Усилитель сделан на совесть.


Шумы, наводки на выходе - отличные (за исключением тылового правого канала - тут чувствуется близость БП,.... но всё в пределах нормы).
Операционники - на входе OPA2604, a фильтрах AD712JN.





Но: как звучит рояль, скрипки, барабан - мне не понравилось.
Поставил панельку на предварительный каскад и перетыкал все ОУ, что у меня были (слушал в полную полосу, без фильтров).
Питание предварительных каскадов и фильтров двухполярное 14 вольт.... жалко, что нельзя попробовать 8066.
В общем, мой итог: если на мид то AD823, на ВЧ хорошо проходит LM4562 или из серии LME49XXX.
Остановился на LM4562 и LME49722..... скорее всего так и оставлю... больше там ничего делать не буду. Заиграло более ровно.. теперь нет резкости, увеличилось разрешение.. сцена пошла в глубину, получше стали послезвучия..







По питанию дополнительно заблокировал ОУ керамикой 0,1 мкФ NPO, так как не вижу, что там стоит с обратной стороны.






По идее там нужно думать про доработку драйвера УМ.., а с фильтрами - пока не решил что делать.

Genesis STEREO 100


Известный усилитель, довольно неплохой.

Задача - сделать директ (безвозвратно).
Будет работать на миды.

Проверяю.. работает, но в одном канале на прямоугольнике (уже на средней мощности), возбуждение на вершинах импульсов, и на максимальной мощности (на 4 Ом) - явная просадка в амплитуде..... понятно, будем разбираться.
Также переделаю известную фичу усилителя (кто в теме), что по питанию предварительных каскадов в минусовом плече стоит 79L12, а в плюсовом обыкновенный параметрический стабилизатор.... и так далее, но без фанатизма.

В начале разобрался с возбуждением/просадкой... скорее всего потёк один/два из выходных 142/147 в УМ. Благо они недорогие, поэтому подобрал транзисторы и заменил все шесть (три TIP142T и три TIP147T). Возбуждения больше нет, УМ работает стабильно.

Заменил по питанию конденсаторы на входе и после дросселя и резистор, заблокировал первичку и вторичку керамикой.




Выпаиваю ОУ, которая работала на фильтрацию, и выпаиваю все элементы, которые как-то связаны с входной ОУ, подрезаю пару дорожек, входную меняю на LME49740. Разделительные конденсаторы поставил неполярные Ничиконы... пробовал полярные, услышал окрас, поэтому лучше всего по нейтральности прошли ES.
Заменяю 79L12 на 7912 (ясно, что эта крошка элька может греться до 150 градусов, но её рабочая температура за 80 мне нравится... ясно, что задача гасить с 33 до 12 вольт при токе 18 мА не веселая...), далее выпаиваю стабилитрон на 12 вольт и ставлю стабилизатор 7812. До стабилизаторов устанавливаю НЧ фильтр (RC цепочку 27 Ом и 47 мкФ*35), после стабилизаторов 100,0*16 Силмик2, все блокируется керамикой и пленкой 0,1.





Снизу платы выходы предварительного ОУ со входами УМ соединяю проводками (справа видны шесть новых транзисторов УМ):




Общий вид платы усилителя:




Ну и что тут говорить... звучание исправилось в лучшую сторону по всем параметрам.
Мне понравилось - звучит ясно и чисто.

Усилитель Genesis Five Channel.


Задача: все каналы в директ (без фанатизма и безвозвратно).
Немного не тянет на объем конструкции выходного дня… но тем не менее напишу здесь.

Усилитель рабочий.
Открываем.
Плата красивая, на ней установлены радиоэлементы пассивные и активные.



Два блока питания, не стабилизированные, от одного SG3525.
Один БП работает на сабовый канал, второй БП работает на 4 канала – это хорошо.

Сразу видно, что один из входных конденсаторов по питанию 1000,0*16 вспучился, но электролит еще не вытекал.. это тоже хорошо.
Проверяю на работоспособность – играет.. можно сказать, что усиливает. После прослушки осталось тягостное впечатление - есть проблемы в звуке в виде невнятности басов, никаких ВЧ и мыльной середины (3 и 4 каналы) и резких перемещений КИЗ влево вверх во всех каналах… сабовый канал вроде как все в норме, но как-то сухо.

Инструментальная проверка:
В 1-4 каналах на выходе видны какие быстрые скачки наводок, а в 4 канале на выходе постоянка 0,2 вольта.
Питание предварительных каскадов саба двухполярное 12 вольт, а 1-4 каналов двухполярное 18 вольт. Правда плюсовое 18 вольт показывает 19,5 вольт и кажется прыгает еще выше….
Ясно, будем разбираться.

Начну описывать переделку в директ с сабового канала.

В сабовом канале в стоке предусмотрена возможность дистанционного управления громкостью саба, поэтому в усилителе стоит THAT2181LC с буфером на одиночном ОУ 071. Выпаиваем их (красные галки) и обходим перемычками. На входе сабового канала стоит 074. Нам нужно только два ОУ – один входной и второй регулятор уровня, делать такой переходник нет желания, поэтому поставил счетверенный OPA4134 на переходнике, …. а два неиспользуемых ОУ соединил как обычно: минусовой и выход, а плюсовой на землю. Входной разделительный конденсатор меняю на Wima 0,47 мкФ.






Также в части платы, где расположены предварительне каскады 1-4 каналов, выпаиваем сумматор сабового канала, который состоит из сборки резисторов 100 кОм и сдвоенного ОУ 072. Также подрезаем на краю платы дорожку, по которой суммированный сигнал идет на вход сабового канала, чтобы исключить взаимные наводки от/на саб.





Теперь беремся за 1-4 каналы. Общий принцип одинаковый - выпаиваем ОУ, которые задействованы на фильтра, освобождаемся от всех лишних соединений в виде резисторов и конденсаторов, оставляем только входной ОУ и один ОУ на регулятор Level.
Входные ОУ в усилителе использованы в корпусе L.





Искать такой переходник долго, да и боюсь стандартный переходничок на DIP не влезет, надо только SMD, так как монтаж из-за резисторных сборок очень плотный. Легче сделать из универсальной дырявой платки. Вот так все получилось:




Вот так выглядит часть доработанной платы входов 1-4 каналов:






Красными галками помечены заменённые входные разделительные конденсаторы Elna Cerafine 10*16, ОУ LME49740 и LME49860.
В счетверенном ОУ 49740 задействованы только два ОУ, другие два нейтрализованы.

Заменяю электролиты в питании предварительных каскадов:






Более детально исследую стабилизаторы 7818 и 7918. Обнаруживаю проблему в виде переменного контакта (скорее всего это трещина в дорожке) среднего вывода (минусовой) стабилизатора 7818 с землей. Припаиваю средний вывод к земляному полигону платы. Включил – вот теперь плюсовое и минусовое питание предварительных каскадов одинаковое и составляет 18 вольт (точно - +18,3 и -18,4 вольта).

Вот так выглядит обратная сторона платы (уже отмытая от заводского флюса):






Немного возимся с блоком питания, по ходу исправляя обнаруженные дефекты в виде вздувшегося входного конденсатора:








Чтобы случайно при отключении межблоков 3 и 4 каналов сигнал с 1 и 2 каналов не прошел в 3 и 4 канал, нужно на плате разрезать дорожки указанные красными стрелками (выход предвара 1,2 канала), так как дорожки идут к красным точкам (вход 3,4 канала).




И еще.
Очевидно только в этом типе усилителей: выпрямительные диоды сабового канала совсем не прижимаются (там не предусмотрен прижимной винт) к радиатору.. при разборке видно, что диоды касаются к радиатору только краем корпуса - полоской в 1мм.
Поэтому при сборке нужно на эти диоды нанести толстенный слой термопасты.

*******************************************
Вот теперь усилитель зазвучал ровно и чисто.

Второй поход.

Через год усилитель вернулся.
Каким-то образом его конкретно залили водой во включенном состоянии......

После обследования - сгорели предохранители и выгорели клеммы внутри предохранителедержателей, прогорела плата под одним транзистором БП четырех каналов и сгорели все базовые резисторы, у конденсаторов на входе (после дросселей) отгорели ножки, в первом канале обуглились печатные дроссели в базах одного плеча, сгорели 22 омные резисторы по землям RCA.... и т.д. и т.п.
После восстановления и включения - в сабовом канале на выходе постоянка и сильно греются выходные транзисторы.

Итого: 16 транзисторов, не считая конденсаторов, прогоревшей платы и др.:


Вот так прогорела плата (это уже после восстановления):


Переделка предохранителедержателей:




Погонял - все работает, хотя из опыта - возможно еще на этом дефекты не закончатся..., кто его знает какие еще транзисторы потекли в результате перегрузки.






E.O.S. AE-620T


Разобраться непонятками работы усилителя и сделать полный директ.

Смотрим: до клипа по каналам пиковое 68 вольт, в мосту 136 вольт (нагрузка 4 Ом, питающее 12,2 вольта, на вторичке 36,2 вольта).
Flat - остается работать подъем басов.
Включаем L.P - работает, но если поставить регулировку фазы к ближе к нулю - выходная мощность падает в три раза.
На выходах по постоянке примерно по 22 милливольта, шум примерно 10 мВ и чисто - наводок от БП в шумах не видно.
Блок питания не стабилизированный, при входном 12 вольт - на вторичке плюс/минус 35,7 вольт, при входном 14,7 вольт - на вторичке 43,3 вольта.
На предварительные каскады по питанию стоит параметрический стабилизатор на стабилитронах.... при входных выше 14 вольт минусовое напряжение предвара выскакивает за 15,6 вольт, естественно стаб греется не по децки... (на плате нарисован номинал балластных резисторов по 390 Ом, а стоят по 270 Ом.....)
На плате есть четыре резистора напаянных навесным.. почему и для чего - разбираться нет времени.
Входной ОУ - AD712.... в фильтрах - JRC5532.
На холостую совсем не греется... при 12,2 вольтах ток ХХ - 0,62 А.





Входной ОУ меняю на 5532, все ОУ фильтров и фазовращателя выпаиваю, оставляю только крайний ОУ для ивертирования сигнала, чтобы усилитель мог работать мостом.




Соединяю перемычками (предварительно подрезав дорожки, чтобы сигнал не шёл туда, куда не надо), ОУ по питанию блокирую конденсаторами 0,1 мкФ.





Разделительные меняю на Nichicon Muse ES 22,0*50 вольт, в питании предвара ставлю по 1000,0*25 вольт (стояли 470,0).





Так, как нагрузка параметрического стабилизатора уменьшилась - пересчитываю балластный резистор и ставлю пяти ваттные по 560 Ом.
Но минусовой стабилитрон все равно выходит за зону стабилизации и греется. Меняю минусовой стабилитрон (заодно и плюсовой,... на всякий случай) - и все становится нормально - при входном 14,7 вольт (вторичное 43,3) на стабилитронах по 15,2 вольта (а при входном 12 вольт (вторичное 35,7) - на стабилитронах по 14,8 вольта)



Шум на выходе уменьшился до 5 мВ.
Теперь усилитель работает в директ и может мостится.... для баса как раз.

Улыбнуло: при раскручивании усилителя - под винтами прижимных планок мощных транзисторов стояло по две шайбы и одной гровер.. но под одним винтом стояло три шайбы, а шайбы гровер не было. Вот думаю, нехорошие какие сборщики...
Когда открутил и вынул плату из корпуса - гровер оказался прижатым под одним из выходных транзисторов.
Так что всё нормально, шайба гровер нашлась.
Хорошо, что изолирующая прокладка довольно толстая и не продавилась шайбой гровер на корпус.


GENESIS Profile Four Ultra


Задача: сделать в полный директ.
Усилитель будет работать в двухполоске (точнее: миды и СЧ/ВЧ пассивно), поэтому обратить внимание на мидбасовую область.

Смотрим: БП нестабилизированный, при входном 11,7 - вторичные 23 и 32 вольта, при входном 14,5 - вторичные 28 и 40 вольт.
Постоянка на 1 и 3 каналах по 40-45 мВ, на 2 канале 210 мВ, на 3 канале 130 мВ.
Достаточно большие пульсации с частотой БП на выходах УМ (гейны на максимуме) - 1-1,5 вольта.
Питание предварительных каскадов удивительно, но очень чистое, а вот двухполярное 37 вольт, которое поступает на предвыходные каскады УМ - в отрицательном напряжении откровенная пила в 3 вольта, в положительном чуть меньше - 1 вольт....



1. выпаиваем 4 резистора по 100 кОм
2. выпаиваем два резистора 2,55 кОм
3. выпаиваем два конденсатора 150 нФ
4. Перерезаем 2 дорожки с обратной стороны платы, которые ведут к разъему HI Level IN
5. Ставим две перемычки (обозначены голубым цветом)
6. Ставим разделительные конденсаторы на входе Silmic II - 10 мкФ*25в
7. меняем два конденсатора 100 мкФ*16в
8. подрезаем две дорожки, которые идут на 3,4 каналы (отмечены красными кружочками 1 и 2)





9. Меняем микросхему предвара на OPA1654
10. Выпаиваем микросхему TL074, которая стоит на фильтрах

11. Меняем четыре конденсатора в УМ (отмечены красными галками), номинал тот-же 10 мкФ*16в.





Постоянка на выходе 1 и 2 каналов стала 36 мВ и 102 мВ.
Пульсации на выходе УМ 1 и 2 каналов стали в два раза меньше.

Включаем, греем и потом слушаем и сравниваем:

Очень явно глубина сцены стала в два раза глубже, появилась ясность на СЧ и ВЧ.

Пытаемся бороться с "пилой" в питании предвыходных каскадах УМ.
Выпаиваем два конденсатора 100 мкФ*50в.



Измеряем - один практически сдох и в нем осталась только треть емкости, второй наполовину... естественно ESR показывает 1,1 Ом и 0,5 Ом соответственно.
Ставим новые конденсаторы того-же номинала (низкоимедансные, с ESR ниже 0,1 Ом) и смотрим на предмет пилы - теперь "пила" составляет в амплитуде только 0,2-0,3 вольта.

Продолжаем дальше в таком-же духе:
..."сдуваем" лишние микросхемы (отмечены красными кружочками) и перепаиваем входную микросхему в 3 и 4 каналах на OPA1654.




Меняем конденсаторы в выходных каскадах УМ 3 и 4 канала:





Выпаиваем 0,22 мкФ, заменяем конденсаторы в фильтре питания предварительных каскадов на 220,0*16v.....
Желтыми линиями нарисован путь перемычек, которые запаяны с обратной стороны платы...

В результате предварительные каскады на плате после доработки выглядят так:






Перемычки на обратной стороне платы и разрезанные дорожки (1-6) выглядят так:




Постоянка на выходе 3 и 4 каналов стала 35 мВ и 60 мВ.
Шумы на входах УМ уменьшились как минимум в два раза.

Теперь немного о блоке питания.
Сделан он по обычной схеме на SG3525.






В стоке БП работает на частоте 41 кГц (период 24,4 микросекунды).
Меняем резистор на 6 ноге SG3525 номиналом 1,8 кОм на 1,5 кОм.... частота стала 47 кГц.







Наводки (пульсации БП) на выходе УМ всех каналов в результате всех вышеуказанных доработок (гейн на максимуме) уменьшились в пять раз.

Пометки для себя:
- еще бы заменить 79М12 и 78М12 на 15 вольтовые (стоят в корпусе D-PAK, но можно припаять и в TO-220).
- для уменьшения пульсаций по 37 вольтам заменить две штуки 10 мкФ*50 вольт (стоят по краям драйверов УМ) на что-то с низким ESR ... можно 47 мкФ*50 вольт.

Была возможность заглянуть в усилитель еще раз.
Поменял конденсаторы 10 мкФ*50 вольт на 100,0*50 вольт. Пульсации стали на уровне 10 мВ.... в принципе так мало и не надо, то есть менять его нужно, но достаточно поставить 47,0*50 вольт... но обязательно 105 градусный.






Доработка УМЗЧ с нестандартным включением ОУ

В свое время многие радиолюбители повторили усилитель мощности ЗЧ, описанный Н. Трошиным в статье "УМЗЧ с нестандартным включением ОУ" ("Радио". 1988. № 6. с. 55, 56). По отзывам радиолюбителей, усилитель прост, надежен в работе, легко налаживается и обладает очень неплохими параметрами. Все это так. Однако есть у него и небольшой недостаток. Дело в том. что при малых уровнях громкости звучание громкоговорителя, работающего с этим усилителем, теряет прозрачность и заметно искажается, особенно при воспроизведении сигналов акустических инструментов.

Искажения эти появляются из-за малого тока покоя выходных транзисторов.

Небольшие изменения принципиальной схемы рассматриваемого усилителя позволили повысить ток покоя выходных транзисторов, сделать его более стабильным и независимым от температуры. С этой целью из схемы усилителя были исключены диоды VD3- VD6 и резистор R7, и вместо них введена комплементарная пара маломощных транзисторов VTT" и VT2" (см. рисунок), которая стабилизирует ток через транзисторы VT2, VT3 и резистор R10. В итоге стабилизируется и ток покоя через транзисторы VT4 и VT5 за счет включенных в их эмиттерные цепи резисторов R11, R12.

Один из вновь введенных транзисторов VТ" должен иметь температурный контакт с выходными транзисторами. Проще всего с этой целью распаять его на выводах этих транзисторов. Например, вывод базы транзистора VT1" можно припаять непосредственно к выводу базы транзистора VT4, а выводы его коллектора и эмиттера тонкими монтажными проводами соединить соответственно с базой транзистора VT2 и эмиттером VT2".

Другой транзистор VT2" не должен иметь температурного контакта с выходными транзисторами УМЗЧ. Для максимального сокращения длины соединительных проводников его следует установить на дополнительной гетинаксовой пластинке рядом с указанными транзисторами.

Повысить устойчивость УМЗЧ можно, подключив к его выходу цепь R1" и C1". Ток покоя выходных транзисторов автоматически устанавливается в пределах 120... 150 мА. В дополнительной регулировке УМЗЧ не нуждается.

При усовершенствовании стереофонического варианта УМЗЧ полезно сначала доработать один из каналов и. только оценив качество звучания, браться за доработку второго.

Большинство современных транзисторных усилителей звуковой частоты построены по традиционной схеме: за входным дифференциальным каскадом следует усилитель напряжения и выходной двухтактный бестрансформаторный каскад с последовательным питанием транзисторов по постоянному току, двуполярным источником питания и непосредственным, без переходного конденсатора, подключением нагрузки (рис. 1).

На первый взгляд, все это традиционно и хорошо известно. Однако каждый усилитель звучит по-своему. В чем же дело? А дело все в схемотехнических решениях отдельных каскадов, качестве применяемой элементарной базы, выборе режимов активных элементов, конструктивных решениях аппаратов. Но все по порядку.

Входной каскад

Хорошо известный дифференциальный каскад на самом деле не так прост, как кажется на первый взгляд. От его качества во многом зависят такие параметры усилителя, как отношение сигнал/шум и скорость нарастания выходного напряжения, а также напряжение смещения “нуля” и температурная стабильность усилителя.

Отсюда первый вывод: переход от неинвертирующего включения к инвертирующему существенно повышает качество звучания усилителя. Осуществить такой переход на практике в готовом устройстве довольно легко. Для этого достаточно подать сигнал с входных разъемов на конденсатор С2, предварительно отсоединив его от шины нулевого потенциала усилителя, и удалить конденсатор С1.

Входное сопротивление инвертирующего усилителя практически равно сопротивлению резистора R2. Это намного меньше, чем входное сопротивление неинвертирующего усилителя, которое определяется резистором R1. Поэтому чтобы сохранить неизменной АЧХ в области низких частот, в ряде случаев требуется увеличить емкость конденсатора С2, которая должна быть во столько раз больше емкости конденсатора С1, во сколько сопротивление резистора R1 больше сопротивления резистора R2. Кроме того, для сохранения неизменным коэффициента усиления всего устройства придется подобрать резистор R3 в цепи ООС, т.к. коэффициент усиления инвертирующего усилителя К = R3/R2, а неинвертирующего К = 1 + R3/R2. При этом для минимизации напряжения смещения нуля на выходе резистор R1 необходимо подобрать с тем же сопротивлением, что у вновь установленного резистора R3.

Если все же необходимо сохранить неинвертирующее включение первого каскада, но при этом устранить влияние синфазных искажений, следует повысить выходное сопротивление источника тока, заменив резистор R7 в эмиттерных цепях дифференциального каскада на транзисторный источник стабильного тока (рис. 4). Если такой источник в усилителе уже имеется, повысить его выходное сопротивление можно, увеличив номинал резистора R14 в эмиттере транзистора VT8. При этом для сохранения неизменной величины тока через этот транзистор следует увеличить опорное напряжение на его базе, например, заменив стабилитрон VD1 на другой, с более высоким напряжением стабилизации.

Весьма эффективным путем снижения искажений усилителя является использование в дифференциальном каскаде однотипных транзисторов, предварительно подобранных по статическому коэффициенту усиления и напряжению база – эмиттер.

Такой способ неприемлем при серийном производстве усилителей, но вполне подходит при модернизации единичных экземпляров готовых устройств. Отличные результаты дает установка в дифференциальном каскаде транзисторной сборки из двух транзисторов, выполненных в едином технологическом процессе на одном кристалле и поэтому имеющих близкие значения вышеуказанных параметров.

Снижению искажений способствует также введение в первый каскад усилителя местной отрицательной обратной связи по току посредством установки в цепях эмиттеров транзисторов VT1, VT2 резисторов с сопротивлением до 100 Ом (R9, R10). При этом может потребоваться некоторая корректировка сопротивления резистора R3 в цепи ООС.

Разумеется, этим не исчерпываются все способы модернизации входного дифференциального каскада. Возможна также установка вместо однотранзисторного двухтранзисторного источника тока с рекордными показателями выходного сопротивления, введение так называемого токового зеркала в усилителях с несимметричным съемом сигнала с первого каскада на каскад усиления напряжения, включение каждого из транзисторов по каскодной схеме и т.д. Однако такие переделки трудоемки и не всегда конструкция усилителя позволяет их выполнить.

Выходной каскад

Выходной каскад является основным источником искажений в любом усилителе мощности. Его задачей является формирование неискаженного сигнала требуемой амплитуды в рабочем диапазоне частот на низкоомной нагрузке.

Рассмотрим традиционный каскад на комплементарных парах биполярных транзисторов, включенных по схеме двухтактного эмиттерного повторителя. У биполярных транзисторов существует емкость p-n-перехода эмиттер– база, которая может достигать величины десятых и сотых долей микрофарады. Величина этой емкости влияет на граничную частоту транзисторов. При подаче на вход каскада положительной полуволны сигнала работает верхнее плечо двухтактного каскада (VT4, VT6). Транзистор VТ4 включен по схеме с общим коллектором и имеет малое выходное сопротивление, поэтому протекающий через него ток быстро заряжает входную емкость транзистора VT6 и открывает его. После изменения полярности входного напряжения включается нижнее плечо выходного каскада, а верхнее выключается. Транзистор VТ6 закрывается. Но чтобы полностью закрыть транзистор, необходимо разрядить его входную емкость. Разряжается она, в основном, через резисторы R5 и R6, причем относительно медленно. К моменту включения нижнего плеча выходного каскада полностью разрядиться эта емкость не успевает, поэтому транзистор VТ6 полностью не закрывается, и через транзистор VТ7, помимо своего, протекает коллекторный ток транзистора VТ6. В результате из-за возникновения сквозного тока на высоких частотах при большой скорости переключения не только повышается рассеиваемая транзисторами мощность и падает КПД, но и растут искажения сигнала. Простейший способ устранения описанного недостатка – уменьшение сопротивления резисторов R5 и R6. Однако при этом возрастает мощность, рассеиваемая на транзисторах VТ4 и VТ5. Более рациональный способ уменьшить искажения – изменить схему выходного каскада усилителя таким образом, чтобы форсировать рассасывание избыточного заряда (рис. 5). Этого можно добиться с помощью подключения резистора R5 к эмиттеру транзистора VТ5.

В случае высокого выходного сопротивления предоконечного каскада избыточный заряд может накапливаться и на базах транзисторов VT4 и VT5. Для устранения этого явления необходимо соединить базы этих транзисторов с точкой нулевого потенциала усилителя через резисторы R11 и R12 с номиналами 10…24 кОм.

Описанные меры достаточно эффективны. По сравнению с типовым включением, скорость убывания коллекторного тока в выходном каскаде после описанных переделок оказывается приблизительно в четыре раза больше, а искажение на частоте 20 кГц – примерно втрое меньше.

Очень важное значение с точки зрения вносимых искажений имеет предельная граничная частота используемых транзисторов, а также зависимость их статического коэффициента усиления по току и граничной частоты от тока эмиттера. Поэтому дальнейшего улучшения качественных показателей усилителей с выходным каскадом на биполярных транзисторах можно достичь путем замены выходных транзисторов на более высокочастотные с меньшей зависимостью коэффициента усиления от тока эмиттера. В качестве таких транзисторов можно порекомендовать комплементарные пары 2SA1302 и 2SC3281; 2SA1215 и 2SC2921; 2SA1216 и 2SC2922. Все транзисторы производства фирмы Toshiba в корпусах ТО-247.

В значительной степени на качество звучания усилителя влияет его способность работать на низкоомную нагрузку, т.е. отдавать в нагрузку максимальный ток сигнала без искажений.

Известно, что любая акустическая система (сокращенно АС) характеризуется модулем выходного комплексного сопротивления Z. Обычно величина этого сопротивления указывается в паспортах серийных АС бытового назначения и составляет 4 или 8 Ом. Однако это верно только на какой-то одной частоте, обычно на 1 кГц. В диапазоне же рабочих частот модуль комплексного сопротивления изменяется в несколько раз и может уменьшаться до 1…2 Ом. Другими словами, для непериодических импульсных сигналов с широким спектром, к которым относится музыкальный сигнал, АС представляет для усилителя низкоомную нагрузку, с которой многие из серийных усилителей просто не справляются.

Поэтому наиболее эффективным способом улучшения качественных показателей выходного каскада при работе на реальную комплексную нагрузку является увеличение количества транзисторов в плечах двухтактного усилителя. Это позволяет не только повысить надежность усилителя, так как расширяется область безопасной работы каждого транзистора, но, самое главное, снизить искажения за счет перераспределения коллекторных токов между транзисторами. В этом случае сужается диапазон изменения тока коллектора и, соответственно, коэффициента усиления, что приводит к уменьшению искажений на низкоомной нагрузке, разумеется, при соблюдении определенных требований к источнику питания.

Совсем радикальным способом, позволяющим коренным образом улучшить звучание усилителя, является замена биполярных транзисторов в выходном каскаде на полевые с изолированным затвором (MOSFET).

По сравнению с биполярными MOSFET выгодно отличаются лучшей линейностью проходных характеристик и существенно более высоким быстродействием, т.е. лучшими частотными свойствами. Эти особенности полевых транзисторов в случае их применения позволяют относительно простыми средствами доводить параметры и качество звучания модернизируемого усилителя до самого высокого уровня, что неоднократно подтверждено на практике. Улучшению линейности выходного каскада способствует и такая особенность полевых транзисторов, как высокое входное сопротивление, что позволяет обойтись без предоконечного каскада, выполняемого обычно по схеме Дарлингтона, и дополнительно снизить искажения, сократив путь сигнала.

Отсутствие явления вторичного теплового пробоя у полевых транзисторов расширяет область безопасной работы выходного каскада и тем самым позволяет повысить надежность работы усилителя в целом, а также в некоторых случаях упростить цепи температурной стабилизации тока покоя.

И последнее. Для повышения надежности усилителя не лишним будет установка защитных стабилитронов VD3, VD4 с напряжением стабилизации 10…15 В в цепи затворов транзисторов. Эти стабилитроны будут защищать от пробоя затвор, величина обратного пробивного напряжения которого обычно не превышает 20 В.

При анализе цепей установки начального смещения выходного каскада любого усилителя следует обратить внимание на два момента.

Первый момент связан с тем, какой начальный ток покоя установлен. Многие зарубежные производители устанавливают его в пределах 20…30 мА, что явно недостаточно с точки зрения высококачественного звучания на малых уровнях громкости. Хотя видимые искажения типа “ступенька” в выходном сигнале отсутствуют, недостаточная величина тока покоя приводит к ухудшению частотных свойств транзисторов, и как следствие, к неразборчивому, “грязному” звучанию на малых уровнях громкости, “замазыванию” мелких деталей. Оптимальной величиной тока покоя следует считать 50…100 мA. Если в усилителе установлено несколько транзисторов в плече, то эта величина относится к каждому транзистору. В подавляющем большинстве случаев площадь радиаторов усилителя позволяет долговременно отводить от выходных транзисторов тепло при рекомендованной величине тока покоя.

Второй, очень важный момент состоит в том, что нередко применяемый в классической схеме установки и термостабилизации тока покоя высокочастотный транзистор возбуждается на высоких частотах, причем его возбуждение очень сложно обнаружить. Поэтому желательно использовать вместо него низкочастотный транзистор с f т В любом случае замена этого транзистора на низкочастотный гарантирует от неприятностей. Устранить динамическое изменение напряжения помогает и включение между коллектором и базой конденсатора С4 емкостью до 0,1 мкФ.

Частотная коррекция усилителей мощности

Важнейшим условием обеспечения высококачественного звуковоспроизведения является снижение до возможного минимума динамических искажений транзисторного усилителя. В усилителях с глубокой ООС этого можно достичь, уделив серьезное внимание частотной коррекции. Как известно, реальный звуковой сигнал имеет импульсный характер, поэтому достаточное для практических целей представление о динамических свойствах усилителя можно получить по его реакции на скачок входного напряжения, которое, в свою очередь, зависит от переходной характеристики. Последняя может быть описана с помощью коэффициента затухания. Переходные характеристики усилителей при различных значениях этого коэффициента приведены на рис. 7.

По величине первого выброса выходного напряжения U вых = f(t) можно сделать однозначный вывод об относительной устойчивости усилителя. Как видно из приведенных на рис. 7 характеристик, этот выброс максимален при малых коэффициентах затухания. Такой усилитель обладает малым запасом устойчивости и при прочих равных условиях имеет большие динамические искажения, которые проявляют себя в виде «грязного», «непрозрачного» звучания, особенно на высоких частотах слышимого звукового диапазона.

С точки зрения минимизации динамических искажений, наиболее удачен усилитель с апериодической переходной характеристикой (коэффициент затухания менее 1). Однако реализовать на практике такой усилитель технически очень сложно. Поэтому большинство фирм-производителей идут на компромисс, обеспечивая более низкий коэффициент затухания.

На практике оптимизация частотной коррекции осуществляется следующим образом. Подав с генератора импульсов на вход усилителя сигнал типа «меандр» частотой 1 кГц и наблюдая переходный процесс на выходе с помощью осциллографа, подбором емкости корректирующего конденсатора добиваются формы выходного сигнала, наиболее приближенной к прямоугольной.

Влияние конструкции усилителя на качество звука

В хорошо спроектированных усилителях, с тщательно проработанной схемотехникой и режимами работы активных элементов, к сожалению, далеко не всегда продуманы вопросы конструктивного исполнения. Это приводит к тому, что искажения сигнала, вызванные монтажными наводками от токов выходного каскада на входные цепи усилителя, вносят заметный вклад в общий уровень искажений всего устройства. Опасность таких наводок состоит в том, что формы токов, проходящих по цепям питания плеч двухтактного выходного каскада, работающего в режиме класса АВ, сильно отличаются от форм токов в нагрузке.

Второй конструктивной причиной повышенных искажений усилителя является неудачная разводка «земляных» шин на печатной плате. Из-за недостаточного сечения на шинах происходит заметное падение напряжения, создаваемое токами в цепях питания выходного каскада. В результате потенциалы «земли» входного каскада и «земли» выходного каскада становятся различными. Происходит так называемое искажение «опорного потенциала» усилителя. Эта постоянно изменяющаяся разность потенциалов добавляется на входе к напряжению полезного сигнала и усиливается последующими каскадами усилителя, что равноценно наличию помехи и приводит к росту гармонических и интермодуляционных искажений.

Для борьбы с такой помехой в готовом усилителе необходимо проводами достаточно большого сечения соединить в одной точке (звездой) шины нулевого потенциала входного каскада, нулевого потенциала нагрузки и нулевого потенциала источника питания. Но наиболее радикальным способом устранения искажения опорного потенциала является гальваническая развязка общего провода входного каскада усилителя от мощной шины питания. Такое решение возможно в усилителе с дифференциальным входным каскадом. С общим проводом источника сигнала (левым на схеме на рис. соединены лишь выводы резисторов R1 и R2. Все остальные проводники, соединенные с общим проводом, подключены к мощной шине источника питания, правой на схеме. Однако в этом случае отключение по каким-либо причинам источника сигнала может привести к выходу усилителя из строя, так как левая «земляная» шина оказывается ни к чему не подключенной и состояние выходного каскада становится непредсказуемым. Во избежание аварийной ситуации обе «земляные» шины соединяют между собой резистором R4. Его сопротивление должно бить не очень маленьким, чтобы помехи от мощной шины питания не могли попасть на вход усилителя, и в то же время не слишком большим, чтобы не влиять на глубину ООС. На практике сопротивление резистора R4 составляет около 10 Ом.

Энергоемкость источника питания

В подавляющем большинстве промышленных усилителей емкость накопительных (фильтрующих) конденсаторов блока питания явно недостаточна, что объясняется исключительно экономическими причинами, т.к. электрические конденсаторы больших номиналов (от 10 000 мкФ и более) – явно не самые дешевые компоненты. Недостаточная емкость фильтрующих конденсаторов приводит к «зажатости» динамики усилителя и повышению уровня фона, т.е. к ухудшению качества звучания. Практический опыт автора в области модернизации большого числа различных усилителей свидетельствует о том, что «настоящий звук» начинается при энергоемкости источника питания не менее 75 Дж на канал. Для обеспечения такой энергоемкости требуется суммарная емкость фильтрующих конденсаторов не менее 45 000 мкФ при напряжении питания 40 В на одно плечо (Е = CU 2 /2).

Качество элементной базы

Далеко не последнюю роль в обеспечении высокого качества звучания усилителей играет качество элементной базы, причем главным образом пассивных компонентов, т.е. резисторов и конденсаторов, а также монтажных проводов.

И если большинство производителей применяет в своих изделиях постоянные углеродистые и металлопленочные резисторы достаточно высокого качества, то этого нельзя сказать в отношении постоянных конденсаторов. Стремление сэкономить на себестоимости продукции часто приводит к плачевным результатам. В тех цепях, где необходимо использовать высококачественные пленочные полистироловые или полипропиленовые конденсаторы с малыми диэлектрическими потерями и низким коэффициентом диэлектрической абсорбции, зачастую установлены грошовые оксидные конденсаторы или, что несколько лучше, конденсаторы с диэлектриком из лавсановой (полиэтилентерафталат) пленки. Из-за этого даже грамотно спроектированные усилители звучат «неразборчиво», «мутно». При воспроизведении музыкальных фрагментов отсутствуют детали звучания, нарушен тональный баланс, явно не хватает скорости, что проявляется в вялой атаке звучания музыкальных инструментов. При этом страдают и другие аспекты звука. В целом звучание оставляет желать лучшего.

Поэтому при модернизации действительно высококачественных усилительных устройств необходимо заменить все низкокачественные конденсаторы. Хорошие результаты дает применение конденсаторов фирм Siemens, Philips, Wima. При доводке дорогих аппаратов высокого класса лучше всего использовать конденсаторы американской компании Reelcup типов PPFX, PPFX-S, RTX (типы указаны в порядке возрастания стоимости).

И в последнюю очередь следует обратить внимание на качество диодов выпрямителя и монтажных проводов.

Повсеместно применяемые в блоках питания усилителей мощные выпрямительные диоды и выпрямительные мосты обладают низким быстродействием из-за наличия эффекта рассасывания неосновных носителей заряда в p-n-переходе. В результате при смене полярности подводимого к выпрямителю переменного напряжения промышленной частоты находящиеся в открытом состоянии диоды закрываются с некоторой задержкой, что в свою очередь приводит к появлению мощной импульсной помехи. Помеха проникает по цепям питания в звуковой тракт и ухудшает качество звучания. Для борьбы с этим явлением необходимо применять быстродействующие импульсные диоды, а еще лучше диоды Шоттки, в которых эффект рассасывания неосновных носителей заряда отсутствует. Из доступных можно рекомендовать диоды фирмы International Rectifier. Что касается монтажных проводов, то лучше всего заменить, имеющиеся обычные монтажные провода на кабели большого сечения из бескислородной меди. Прежде всего следует заменить провода, передающие усиленный сигнал к выходным клеммам усилителя, провода в цепях питания, а также по мере необходимости проводку от входных гнезд до входа первого усилительного каскада.

Конкретные рекомендации по маркам кабелей дать затруднительно. Все зависит от вкуса и финансовых возможностей владельца усилителя. Из известных и доступных на нашем рынке можно рекомендовать кабели фирм Kimber Kable, XLO, Audioquest.

Улучшение звучания кинотеатрального лампового усилителя 90У-2 ЛОМО

В настоящий момент ещё можно приобрести не дорого, ламповые моно усилители 90У-2, от киноустановки "Украина". Этот усилитель не сложно модернизировать и получить очень приличное звучание, высокие технические характеристики, что позволяет ему без труда переиграть многие транзисторные усилители как российского, так и импортного производства.

Примечание: лично я считаю, что старую технику надо холить и лелеять, ведь ее остается все меньше:-(Поэтому лучше создать усилитель с нуля, чем разламывать ради эксперимента заводской приемник или усилитель, ломать - не строить!

Константин

Заводская схема без переделки

Спецификация

Схема обмоток трансформатора

Модернизация лампового усилителя 90У-2 (двухтактного) PP, заключается в переделке его принципиальной схемы (смотри схему ниже, нажми на неё для получения увеличенного размера), перевод его в класс А, удалении общей обратной связи, переделкой блока питания, запиткой накала входной лампы постоянным стабилизированным напряжением, изготовлением внешнего корпуса. Трансформатор выходной остаётся без переделки.

Конструкция: Двухтактный ламповый двухкаскадный усилитель закрытого типа (в новом корпусе) без цепей отрицательной обратной связи изготовлен моноблоком, с раздельными регуляторами громкости в каждом моноблоке (канале). Входной каскад реализован на двойных триодах 6Н9С, выходной на пентодах 6П3С, питание кенотронное. Для получения большей выходной мощности рекомендуется установить выходные лампы 6П3С-Е (увеличив Iа, уменьшением катодного резистора). Предпочтительно использовать лампы 6П3С до 1985 г. выпуска. Ранние лампы октальной серии 6П3С имели позолоченные сетки, что благоприятно сказывается на звучании всего усилителя. Новые лампы 6П3С-Е могут рассеивать большую мощность, но умощнение за счет изменения конструкции анода в сторону его укорачивания, навивки не позолоченной сетки с большим шагом, ухудшили звуковые свойства этой красивой лампы. Особенности: Переделанный PP усилитель предназначен для высококачественного усиления музыкальных программ с CD проигрывателей. Для высококачественного воспроизведения звука, PP усилитель требует акустических систем с чувствительностью от 90 дБ/Вт. Очень хороший результат получен с высокочувствительными акустическими системами на базе доработанных кинотеатральных динамиков.

Основные технические характеристики модернизированного двухтактного лампового усилителя 90У-2 ЛОМО, без обратной связи:
Номинальное входное напряжение

0,3 В

Номинальная выходная мощность на 4 Ом (без переделки OUT трансф-ра)

10 Вт

Номинальная выходная мощность на 16 Ом (без переделки OUT трансф-ра)

10 Вт

Номинальный диапазон воспроизводимых частот (по уровню –3 дБ)

15 Гц - 35 кГц

Коэффициент гармоник при выходной мощности 1 Вт в номинальном диапазоне частот на Rн = 16 Ом

0,6 %

Относительный уровень шума не более

80 дБ

Внешний вид переделанного усилителя 90У-2.




По вопросам модернизации обращаться письмом на E-mail:[email protected]

При использовании материалов статьи, ссылка обязательна.

Вводная часть

Перед началом модернизации уточню некоторые детали:

  1. мои знания в аналоговой схемотехнике ограничены;
  2. работы по изменению схемотехники будут вестись согласно исследовательской работе Селфа Дугласа о проектировании УМЗЧ;
  3. все промежуточные выводы и принимаемые схемотехнические решения основываются так же на этом труде, включая прогнозируемые числовые показатели УМЗЧ;
  4. моё решение не истина в последней инстанции, эта модернизация один из возможных вариантов;
  5. где нужно, я буду указывать, что принятое мной решение или возникшая проблема не полностью мне понятны;
  6. постараюсь написать текст как можно проще.

Постановка задачи

Блок УНЧ-50-8 (далее просто блок УНЧ) весьма распространенная конструкция в советское время и является вполне типовым схемотехническим решением проблемы построения УМЗЧ для того времени. Если посмотреть показатели, например, усилителя , то заявляется коэффициент гармоник не более 0,3%, что вообще-то многовато для транзисторной техники. Я намерено здесь заостряю внимание на этом показателе, да я знаю, что есть ламповые усилители, которые специально спроектированы с нужными искажениями (пресловутый «ламповый» звук, т.е. по большей части наличие большой второй гармоники), так же я в курсе, что есть и транзисторные усилители, спроектированные с аналогичным подходом к искажениям. Исходя из выше сказанного, будет рассматриваться только тот вариант, когда УМЗЧ вносит как можно меньшие искажения в звуковой сигнал, если надо «ламповый» звук, то достаточно подключить предварительный усилитель с нужными «искажениями». Обозначим планку гармонических (негармонических тоже) искажений в звуковом диапазоне как число менее или сопоставимое с 0,01%, что кстати, как я помню, значимо меньше, чем общие требования к аппаратуре Hi-Fi в 0,1%. Дуглас в своей работе добивается чисел в 0,001% и менее, нам для простоты задачи такие значения не обязятельны, да и есть подозрения, что разницу услышать будет невозможно. Так же поясню, что состав спектральный искажений рассматривать не будем, т.к. при таких маленьких значениях искажений услышать их обычному человеку невозможно, если возможно вообще.

Информация для размышления . Я где-то в старой книге 50-х годов читал, что обычный, нетренированный человек начинает хорошо различать гармонические искажения начиная с 0,5%.

Теперь можно перейти к разбору основных претензий к родному блоку УНЧ. Таких блоков, как я видел, есть два варианта. Будем рассматривать один из них (рис.1).

Рис. 1. УНЧ-50-8

Итак, в схемотехнике блока две основные проблемы:

  1. дифференциальный каскад хоть и питается источником тока, но токи в плечах на практике неодинаковы (например токи в коллекторах транзисторов VT2,VT4);
  2. наличие эффекта Эрли (по-простому, ток базы не постоянен и меняется сам вследствие изменения коллекторного напряжения) в нужном нам транзисторе усилителя напряжения VT10 в) отсутствие источника тока в дифференциальном каскаде VT7, VT10, хотя и там есть токовое зеркало (вот тут я не уверен, на указанное схеме это не токовое зеркало, но в некоторых источниках там включение транзистора VT3 другое и получается токовое зеркало, посему тут не ясно, что да как, моя колокольня говорит – что там зеркало).

Решение этих проблем значительно снизит искажения в УМЗЧ (в десятки раз). Более подробно и причинах и следствиях этих проблем можно почитать в книге Селфа Дугласа на нашем диске, я по возможности где-то буду приводить его соображения при принятии мной схемотехнических решений.

Вариант решения указанных проблем приведен на рис. 2. Сразу скажу, что это только один из вариантов, есть и другие.

Рис. 2. Вариант модернизации УНЧ-50-8

Теперь попробуем разобраться что, как и зачем было изменено. Все изменения, если не оговорено специально, я пометил разными цветами.

Зеленая «зона»

Для выравнивания токов в плечах дифф. каскада VT2,VT4 было введено токовое зеркало. По Дугласу такое решение резко снижает вторую гармонику в спектре искажений и последующие гармоники так же. Дополнительным плюсом такого решения является стабилизация постоянной составляющей на выходе УМЗЧ. Я добивался значений в 20 мВ на выходе без дополнительных усилий. Если постоянное напряжение на выходе работающего нормально блока больше 50 мВ, то возможно один из транзисторов в токовом зеркале сильно отличается по коэфф. h21э, стоит их подобрать и заменить.

Номиналы деталей следующие:

R5, R8 от 100 до 200 Ом, мощность > 0,125 Вт.

VT5, VT6 любой n-p-n с Uкэ > 50 В и h21э > 40.

Я для простоты монтажа на родной плате блока брал КТ961Б.

Бирюзова «зона»

Здесь используется классическая каскодная схема на VT7,VT10. Генератор тока обычный на VT8.

Информация для размышления . В усилителе , которые очень хвалят за хороший звук, так же используется каскодная схема в усилителе напряжения. Правда, там нет токового зеркала в дифф. каскаде, но есть подстроечный резистор, который выставляет уровень постоянной сост. на выходе УМЗЧ (выравнивает токи плеч каскада).

Я изменил номинал резистора R16 так, чтобы ток покоя в каскаде был равен току покоя в исходной схеме на рис. 1 (номинал можно набрать соединив параллельно резисторы, думаю можно воткнуть и 160 Ом без проблем).

Номиналы деталей следующие:

VD7, VD8 – любые диоды, например серии КД522 или 1N4148.

VD9 – стабилитрон на 4,7-5,1 В и стартовый ток стабилизации от 5 мА. Я точно не знаю нижнюю границу этого напряжения, опыт симулирования данной схемы в Мультисим показал, что мин. значение напряжения стабилизации где-то в этом районе. Если кто знает, скажите.

R10 – 30-51 кОм или около того, не сильно важно, мощность от 0,125 Вт.

VT7, VT10 – высоковольтные, например, КТ940А, КТ961А.

С4 – емкость Миллера, трудно сказать какая лучше, мой вариант в 33-47-51 пФ вполне работоспособен.

Красная «зона»

В этой «зоне» все изменения практически косметические. Резисторы в эмиттерах выходных транзисторов в 0,5 Ом – многовато, можно уменьшить до 0,33 Ом запаяв параллельно (со стороны дорожек платы) еще один резистор в 1 Ом. Дуглас рекомендует еще меньше, но сильно разбежаться не дает сама плата. Выходная цепочка Цобеля (R41, C13) – заменил на более обычную и привычную.

Неотмеченные изменения

Рекомендую конденсатор С3 в цепи обратной связи увеличить в два раза как минимум и поставить туда неполярный электролит. Более приемлемый вариант – увеличить ёмкость до 470-500 мкФ и соединить параллельно ему любой пленочный или керамический конденсатор с ёмкость от 0,1 мкФ.

Вот собственно и все изменения. Теперь некоторые мои замечания практического характера:

  1. все указанные изменения вполне можно смонтировать на плате блока УНЧ, с трудом, но помещается;
  2. качество печатной обычно так себе, по этому аккуратнее с пайкой, дорожки быстро отклеиваются;
  3. есть проблемная дорожка в разводке блока, это дорожка между эмиттерами выходных транзисторов и выходом блока, которая слишком тонкая для текущих по ней токов, надо ее усилить (можно проводом МГТФ);
  4. аналогично лучше усилить дорожки в плате релейной защиты;
  5. токи покоя выходного каскада не стоит превышать (указан диапазон) и выходные транзисторы, например КТ805, не подобраны по близким характеристикам на заводе, поэтому токи покоя у них могут сильно различаться.

Измерения уровня искажений

Формально такая доработка, даже на таких транзисторах, должна спокойно привести к уменьшению уровня гармонических искажений к 0,01% или сопоставимым значениям. Измерения я пока не проводил – лень. Вот если кто-то их проведет, будет круто (вдруг скажет, что я тут наврал с три короба!), но могу сказать следующее, в Мультсиме 13 на аналогах отечественных транзисторов я получал на частоте 20 кГц 25 Вт на 4 Ом гармонических искажений в 0,022 %.

П.С. Я знаю, что есть целая ветка на форуме Вегалаб, эта модернизация вполне себе работающая, но в представленной искажений заведомо будет меньше.