Сначала был звук. Все об искусстве саунд-дизайна. «Маэстро, музыку!»: Как получить работу саунд-дизайнера в игрострое Известные люди этой профессии

Саунд дизайнер (Sound designer) — это специалист, который способен определять, управлять и создавать аудио-элементы. Профессия подходит тем, кого интересует физика, пение, музыка и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Данные навыки активно используются в различных видах искусства (театр, кино и т.д.), а также при создании коммерческих проектов (индустрия рекламы, производство компьютерных игр и прочее). Это профессия является частью звукорежиссерской работы.

Задача, которую преследует саунд дизайн заключается в формировании конкретного настроения и атмосферы.

Особенности профессии

Как и любая специальность, саунд дизайн имеет ряд характерных особенностей и ключевых характеристик, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии. К их числу относятся следующие.

  • Саунд дизайн связан с творчеством художественного характера, а также созданием тех объектов, которые относятся к категории нематериальных.
  • Выполнение непосредственных обязанностей требует учета общей концепции площадки или проекта, а также пожеланий к создаваемым звукам и музыке.
  • Применяемые в индустрии технологии и подходы постоянно модернизируются и развиваются, что требует регулярного обучения.
  • Работа требует особого набора навыков, а также хорошей подкованности в области современных технологий.
  • В последнее время саунд-дизайнервыделен в самостоятельную профессиональную единицу. Она находится на пересечении таких профессий, как звукорежиссер , звукооператор , и монтажер звука.
  • Основной задачей специалиста подобного уровня является поиск адекватных решений для оформления визуального ряда посредством соответствующего звукового сопровождения.
  • Дизайнер звука должен соблюдать не только общую концепцию проекта, но и особые технологические требования для дальнейшего использования продукта (формат, длительность, параметры аудио-файлов и прочие).

На основе специфика данной профессии складываются определенные ее преимущества и недостатки.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  1. Быстрое развитие рынка и значительная востребованность в перспективе.
  2. Творческая профессия, позволяющая раскрыть внутренний потенциал.
  3. Относится к категории высокооплачиваемых специальностей.
  4. Как правило, не связана с соблюдением графика рабочего времени. Основная задача - уложится в оговоренный срок сдачи продукта.

Минусы:

  1. Узкая специальность, которой сложно найти применение в широком кругу.
  2. Отсутствие четких объективных критериев в оценке качества продукта звукового дизайна.
  3. Требует от специалиста большого количества природных данных и навыков.
  4. Почти свободный график делает обязательными такие качества как самодисциплина и сила характера.

Важные качества

Будущему специалисту, который планирует развиваться в данной области в обязательном порядке требуется набор следующих обязательных качеств:

  • Развитый слух;
  • Музыкальный вкус;
  • Умение разбираться в музыкальных жанрах и направлениях;
  • Знания в области физики звука, особенностях его распространения;
  • Умение разбираться в психоакустических особенностях, а также того, как воспринимаются различные аудио-колебания человеческим ухом;
  • Навыки работы с большим число современных аудиоредакторов и звукозаписывающей аппаратурой;
  • Нестандартное мышление;
  • Усидчивость.

Где учиться на Саунд дизайнера

На данный момент, многие специалисты данной области признают, что система образования в этой сфере значительно устарела. Однако, есть ряд ВУЗов и коммерческих школ, которые готовят профильных специалистов по дизайну звука.

В Санкт-Петербурге данная дисциплина появилась впервые в 2003 году в Гуманитарном университете Профсоюзов. Она преподавалась в рамках специальности “Режиссура”. ввел такую дисциплину профессор Н.И Дворко. В том же 2003 году он выпустил несколько методических пособий по преподаванию дисциплины “Звуковой дизайн”.

В ВУЗах Москвы преподавание этой специальности началось с 2008 года. Эту дисциплину преподают в следующих столичных университетах.

  1. Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина М.А. Предмет “Звуковой дизайн” входит в состав дисциплины “Звукорежиссура аудиовизуальных искусств”.
  2. Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова С.А. Часто именуется ВГИКом.
  3. Московская школа кино. В этом образовательном учреждении выделен отдельный факультет “Звукового дизайна и звукорежиссуры”.

Современные реалии таковы, что образования в ВУЗе по делу такого рода недостаточно. Из-за устаревшего подхода и технологий, высшие учебные заведения выпускают специалистов с существенными пробелами в важных областях. Поэтому помимо профильного образования в институте или университете профессионалы данной области рекомендуют окончить специализированные профильные курсы и заниматься самоподготовкой.

Также полезным окажется прохождение практики в постпродакшн-студии в качестве стажера. Здесь можно получить опыт, а также профессиональную оценку специалистов и советы в отношении тех областей, которые необходимо подтянуть.

Кроме того, научиться профессии, помимо перечисленных образовательных учреждений можно и в таких, как:

  • New York Film Academy;
  • Berklee College of Music;
  • YALE School of Drama;
  • МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания “Останкино)

Место работы

  • Театры;
  • киностудии;
  • производители компьютерных игр;
  • постпродакшн и медиа -компании.

Оплата труда

Зарплата на 04.07.2019

Россия 40000—160000 ₽

Москва 80000—180000 ₽

Профессия звукового дизайнера относится к категории высокооплачиваемых. Так для специалиста начального уровня заработная плата, как правило, составляет от 30 тыс. рублей. Для дизайнера более высокого класса и с соответствующим опытом оплата труда может составлять 150-200 тыс. рублей.

Карьера

Данная профессия имеет значительные перспективы. Обусловлено это тем, что рынок аудиовизуальных проектов, а также мультимедиа и музыкальных продуктов с каждым годом значительно расширяется. Сегодня звуковое сопровождение есть даже у корпоративных сайтов. В настоящий момент профессия еще слишком молода. В России подобных специалистов можно найти человек 20-30. Однако, потребность в экспертах подобного класса растет, так как рынок медиа растет значительными темпами.

Профессиональные знания

В работе звукового дизайнера требуются знания в области:

  • физики звука;
  • психоакустических особенностей.

Кроме того специалистам подобного профиля требуются навыки работы с:

  • звукозаписывающей аппаартурой;
  • аудио редакторами (Adobe Audition , Sound Forge , Traction , Reaktor ).

Известные люди этой профессии

Среди отечественных лидеров отрасли можно выделить таких именитых людей, как Роланд Казарян, Михаил Радченко, Дмитрий Васильев, Илья Степанищев (Decado), Александр Прокопчик (Murart Labs) и многих других. За рубежом популярными дизайнерами звука признаны: Ben Burtt, John Gromada, Walter Murch, Richard Devine, Richard King и прочие.

Меня зовут Пётр, я саунд-дизайнер, работаю над проектом InSomnia. В этой статье я хотел бы кратко рассказать о процессе работы над озвучкой тяжёлой брони. Вот так выглядит финальный результат:



В работе мы не будем использовать известные middleware-инструменты для звука (Wwise , Fmod), а обойдёмся штатными инструментами Unreal Engine 4.

Общий план работы

Всю работу можно разбить на несколько основных этапов:
  • Концепт - думаем над вопросами: как мы будем делать звук? Как будем внедрять?
  • Саунд-дизайн в аудио-секвенсоре - готовим все необходимые wav-файлы.
  • Саунд-дизайн в Unreal Engine 4 - внедряем wav-файлы, делаем ассеты, крепим к анимациям.
Далее обо всём по порядку.

1. Концепт

Игра делается в дизель-панк стиле, значит мы будем использовать механические звуки. Никакой электроники или sci-fi элементов не должно быть. Это не робот, это именно броня. Внутри находится человек. Человек окружён механизмами и системами.

Озвучиваемая броня - это мощная штука в игре. Звук явно не должен быть миниатюрным или няшным. Когда мы видим такого персонажа, мы должны понимать, что это парень серьёзный.

Посмотрим внимательнее на персонажа - он в шлеме, у него есть ранец с некими системами, предположим что в них находится жидкость, сама броня достаточно подвижна - много механических деталей и конструкций. Используем это в качестве основных категорий звуков:

  1. Голос.
  2. Ранец.
  3. Металлические/механические звуки.

Для голоса будем использовать стандартное человеческое дыхание, но смешаем его с водной составляющей, обработаем для придания эффекта “шлема”. Для ранца будем использовать также водные и кислотные составляющие. Для механики/метала используем металические скрежеты, серво-приводы и всякие механические шебуршания.

Внедрять в проект будем стандартными средствами Unreal Engine - с помощью Sound Cue и их креплению к соотвествующим анимациям.

2. Саунд-дизайн в аудио-секвенсоре

Для саунд-дизайна я использую Ableton Live , потому что у него в комплекте уже идут очень простые и интересные плагины для аудио-манипуляций, а сам дизайн программы ориентирован на высокую скорость работы с аудио.

Для исходных материалов мы планировали записывать звуки сами. Но, посчитав стоимость достойного оборудования, комнаты для записи, время на саму запись и обработку материала, пришли к выводу что это для нас будет следующим этапом. Пока что ограничимся материалом из аудио-библиотек. Исключение - это голос. После пробных дублей стало понятно, что мы сможем записать его сами.

2.1. Голос

Для записи голоса я использовал отечественный микрофон Oktava MK-012 с капсюлем от MK-101 . Он недорогой и, учитывая то что мы будем серьёзно искажать полученный материал, качество записи нам не так важно. Вот что получилось в результате записи:

Вот так звучит обработанный материал:

Суть обработки заключается в использовании вокодера. Мы просто смешиваем в нём голос с водной основой (водные пузыри) и дальше уже обрабатываем каждый канал по вкусу. Подробную схему обработки с моими настройками можно посмотреть здесь:

2.2. Ранец

Для ранца мы используем следующие материалы:
  1. Воздушный пар (steam).
  2. Водные пузыри - пробрасываем связь с голосом.
  3. Синтезатор Analog с булькающим звуком - для дополнительной окраски. На синтезаторе используем только ноту ля (А-1), т.к. основная тональность в игре ля-минор. Конечно, эта составляющая мало слышима и скорее работает на каком-то подсознательном уровне, но лучше что бы и здесь было всё впорядке.
  4. Лёгкие электрические искры.
  5. Шипение кислоты.
Кидаем всё в один котёл, обрабатываем, получаем такие звуки:

Подробную схему обработки с моими настройками можно посмотреть здесь:

2.3. Механика/металл

Главная часть из всего дизайна - даёт понять, что мы имеем дело с железной бронёй. Здесь никаких особых примудростей нет, всё сделано стандартными слоями (лэйеринг) с минимумом эффектов (эквалайзер). Как пример такой работы, можно посмотреть смерть персонажа. Сначала слышим удар (попадание абстрактного “чего-то”), далее скрежет заваливающейся массы брони и падение. Вот как это выглядит в секвенсоре (видны слои исходных сэмплов):

Вот как это звучит:

После того как все wav-файлы отрендерены, загоняем их в звуковой редактор (я использую Adobe Audition), редактируем на чистовую (отрезаем тишину в конце, убираем возможные артефакты). Все файлы делаем 44.1kHz, 16 bit, mono. Получаем пак звуковых файлов, готовых к загрузке в Unreal Engine 4.

2. Саунд-дизайн в Unreal Engine

Теперь наша задача воссоздать проделанную работу в секвенсоре, но уже инструментами Unreal Engine. Импортируем заготовленные wav-файлы, создаём ассеты Sound Cue с названиями, соответсвующими нашим событиям. В данной работе я разделил звуки брони, ранца и голоса по трём отдельным Sound Cue ассэтам. Это связано с тем, что в нашей системе нэйминга аудиофалов все шаги и голоса лежат отдельно. Сливать всё в один ассэт не логично, хотя в данном случае озвучки брони это было бы удобным. Будем придерживаться существующей системы.

При создании Sound Cue основным инструментом являются следующие звуковые компоненты (Sound Nodes):

  • Modulator - модулирует каждую итерацию звука по высоте тона и громкости.
  • Random - выбирает случайным образом один сэмпл из всех предложенных.
Вот как выглядит ассэт шагов нашей тяжёлой брони:

Здесь мы видим и Random (выбирает из 4-х сэмплов) и Modulator (модулирует выбранные сэмпл случайным образом). Также видим два разделённых пака шагов - у одного в имени файла просто «harm», у второго «harm1». Это произошло, потому что предполагались две разных тяжёлых брони в игре, озвученных чуть-чуть по разному. По техническим причинам пока что остаётся одна озвучка, но сделанное разделение сохраняется (возможно в будущем этот момент реализуется). «harm» - это общие низкочастотные части шагов, а «harm1» - это более высокочастотные части. Для второй брони файлы «harm1» поменяются на «harm2» (визуально вторая броня более «кольчужного типа», как раз здесь это учитывается).

В завершении предлагаю ещё раз пересмотреть все получившиеся ассэты:

На видео:

  • Правая часть экрана - ассэт анимации и строка времени с проставленными звуковыми ассэтами.
  • Левая часть экрана - открытые звуковые ассэты, используемые в данной анимации.
По тому, как загораются связи в левой части экрана можно проследить какой wav-файл сыграл в данный момент времени.

Надеюсь, эта статья будет полезна всем, кто работает с Unreal Engine. Спасибо за внимание!

Сегодня мы с вами разберем еще не до конца знакомую нам профессию “саунд-дизайнер”. Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся звуки в видеоиграх и фильмах? Мы имеем в виду специфические звуки перезарядки автомата, звук, с которым меч разрезает воздух и подобное. Возможно, вы думали, что при надобности записать звук шагов по снегу, записывают именно хождение по свежему снежному покрову, но это не так. То, как человеческое ухо слышит окружающие звуки, кардинально отличается от восприятия этих же звуков аппаратурой.

Дизайнер звука – это достаточно узкое направление в звукорежиссуре, но далеко не самое простое. Саунд-дизайнер должен обладать аудиальным восприятием мира, он должен уметь ассоциировать меж собой различные звуки. Такой дизайнер создает не просто аудио оболочку для игры, ролика или фильма, он вдыхает в них жизнь. Вы когда-нибудь пробовали подобрать звук к беззвучному видеоролику? Замечали, как плоская и безэмоциональная картинка оживает в тот момент, когда вы добавляете к ней звуковые эффекты и музыку?

От саунд-дизайнера требуется невероятно развитое творческое мышление. Достаточно несложно записать звуки сыплющегося песка или пение птицы. Куда большая креативность понадобится, если перед вами поставят записать, например, звуки борьбы на световых мечах, как в фильме “Звездные войны” или крики динозавров как в “Парке Юрского Периода”.

Монтаж звукового многопластового эффекта для озвучивания сцены
обледенения из к/ф «Послезавтра» (реж. Р.Эммерих)

Василий Филатов об устаревшем образовании

“Саунд-дизайнер должен знать все: режиссуру, звукорежиссуру, историю музыки и визуальных искусств. Помимо этого он должен быть хорошим менеджером, ведь часто для определенных проектов требуется команда ассистентов, которым нужно четко поставить задачи и проследить за правильным их выполнением.

Также дизайнер звука должен обладать навыками программирования, хотя бы базовыми. Тембр на синтезаторе или процессоре обработки не всегда совпадает с поставленной задачей, и зачастую нужно написать его с ноля.

К сожалению, на постсоветском пространстве мало профильных учебных заведений, да и классическая система образования настолько устарела, что толку от нее мало. Стремительный рост технологий превращает в старье то, что было актуально каких-то пару лет назад. Система, которая планирует программу обучения на пять лет вперед, уже не подходит. А вот небольшие профильные школы, которые чутко реагируют на изменение рынка, являются необходимыми.

Конечно, можно отмахнуться от посещения школы тем, что в интернете есть масса информации, но зачем самостоятельно искать то, что за тебя уже давно нашли? Если вы все-таки решили посвятить себя звуковой индустрии, вы должны постоянно и безостановочно учиться, экспериментировать и реализовывать свои самые смелые фантазии. К счастью, базовый рекордер и микрофон на сегодняшний день стоят достаточно немного, поэтому их приобретение должно стать для вас первоочередной целью. Записывайте различные фактуры, прослушивайте их, не жалейте удалять неудачные. Таким образом вы наработаете свою фонотеку. А если и не получится составить свою библиотеку звуков, то вы хотя бы на практике узнаете, как работает микрофон и реакцию аппаратуры на определенные звуки.”

Александр Лейфа о чуткости к звуку и любви к музыке

“Саунд-дизайн для меня – это продолжение работы над произведением искусства, создание полноценного аудиомира, вселенной, которая живет по своим, особенным правилам. Дизайн звука и музыка неразрывны, поэтому музыкальные навыки являются необходимыми для саунд-дизайнера. И, конечно, если вы окончили музыкальную школу, то вам будет гораздо проще.

Если вы не испытываете искренней любви к музыке и звукам, то вам в этой сфере делать совершенно нечего. Вы должны ловить кайф от создания звуковых полотен, использования различных аудио фактур, синтеза звука и т.д. Вы должны быть врожденным экспериментатором. В ином случае, вам больше подойдет спокойная работа с офисе на стабильное пособие, известное, как зарплата.

Успешность в сфере дизайна звука напрямую зависит от вашей чуткости ко всему, что касается аудио оболочки нашего мира, а также неутомимой любознательности и работоспособности. Вы должны научиться мыслить звуковыми образами. Интересуйтесь, каким образом создан тот или иной звуковой эффект, почему трек любимого исполнителя так на вас действует. Вы должны стремиться озвучивать каждый аспект своей жизни (как насчет саундтрека к завтраку?). Ваша база звуков должна расти не по дням, а по часам, а рекордер или семплер буквально должен стать частью вашего организма.”

Для того, чтобы вы смогли более близко ознакомиться с этой профессией, мы подобрали для вас несколько видеороликов о рабочем процессе саунд-дизайнера:

Дневники Саунд Дизайнера №1

Дневники Саунд Дизайнера №2

Mass Effect 3 – звуковой дизайн игры

Запись звука – DOPE Audio Desing

Небольшая документалка о том, как проходит рабочий процесс саунд-дизайнера

Итак, мы поняли, в чем заключается суть профессии “дизайнер звука” и теперь перейдем к теоретической стороне саунд-дизайна. К сожалению, книг на русском языке катастрофически мало (в нашем списке их всего две). Но, как ни крути, приходится довольствоваться тем, что есть.

1. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа

Данная книга является весьма подробным экскурсом в мир звуковых образов кинематографа, мультимедиа видеоигр. Она расскажет читателю о том, как создавались различные звуки для отечественных и зарубежных фильмов и откроет секреты лучших специалистов по звуку. Также книга содержит в себе практические указания, как самостоятельно работать со звуком, записывать и обрабатывать его, как создавать голоса фантастических персонажей и синтезировать необычные звуковые эффекты.

2. Звуковой дизайн в видеоиграх

Еще одна книга Антона Деникина о звуковом дизайне, только здесь раскрывается более узкий профиль – звук в видеоиграх. Она расскажет вам о технологиях и секретах, которые доступны достаточно небольшому количеству специалистов на постсоветском пространстве. В книге вы найдете полезные рекомендации и поэтапное объяснение всех процессов саунд-дизайна.

3. The Sound Effect Bible

Данная книга не зря носит столь громкое название. Она является полноценным пособием по записи и обработке звуков и действительно является “Библией звуков”. Она поможет вам понять все тонкости рабочего процесса дизайна звука. В целом, эта книга вполне подходит для настольной книги саунд-дизайнера.

4. Designing Sound

Этак книга учит понимать и создавать звуки с чистого листа. В нее входят процессы создания звукового оформления для фильмов, медиа, видеоигр и анимации. В книге объясняется изначальная природа звуков. Особенной ее ценность является систематичность и последовательность уроков.

5. Sound Design: The Expressive Power of Music, Voice and Sound Effects in Cinema

Достаточно просто написанная книга, которая рассказывает читателю о том, как составлять истории, развивать персонажей и вызывать у зрителей эмоции, создавая звуковое оформление картины. Помимо теоретической части, в этой книге вы найдете отличные упражнения, которые помогут развить и усовершенствовать нужные навыки.

И в заключение мы хотим вам немного рассказать о программах, которые понадобятся дизайнеру звука.

1. Adobe Audition

Одна из самых популярных программ для работы со звуком. Имеет очень и очень широкий спектр функций и позволяет делать со звуком практически все, что душе угодно. Большинство звукорежиссеров пользуются этой программой. Она является классическим ПО для работы со звуком.

2. Sound Forge

Sound Forge – это полноценный конкурент Adobe Audition. Обладает все теми же функциями и так же широко используется в профессионально работе со звуком. Поддерживает работу с несколькими треками одновременно и умеет сохранять звуки в огромном количестве форматов.

3. Omnisphere

Эта программа содержит в себе массу функций для синтеза звука. Также, здесь есть и стоя библиотека звуков, которая, к слову, достаточно обширна. Программа позволяет миксовать звуки, синтезировать новые, и при этом предоставляет отличное звучание за счет мощного движка.

4. Traction

Еще одна многофункциональная программа с историей в целых 12 лет. Хороша тем, что не слишком требовательна к характеристикам компьютера. Обладает массой функций микширования, большим количеством эффектов, а также позволяет записывать различные звуки.

5. Reaktor

Эта программа позволяет с чистого листа построить нужный звук, не “пачкая руки” записью настоящего звука. Возможно, заменить натуральное звучание и не удастся, но создать какие-то нереальные и футуристические звуки здесь вполне можно. Хотя, кто знает, может именно у вас и получится создать естественное звучание с помощью программы.

Привет, друзья. Данная статья будет интересна тем, кто пытается определиться со своим будущим занятием. Если Вас всегда манил мир звуков - почитайте. Да и просто так почитайте – интересно и полезно. Здесь мы поговорим о профессии, которая отделилась от профессии «звукорежиссер» совсем недавно. Дизайнер звука, или саунд-дизайнер.

Так уж исторически повелось, что на постсоветском пространстве звукорежиссер – это на все руки мастер. От него требуется и знание схемотехники, и умение паять, знание соответствующего софта, железа, физики волн. Обязательно наличие чувства стиля. А иногда нужно еще и поработать грузчиком. Утрируем, конечно, но в целом, это правда – нужно обладать рядом разносторонних навыков.

Можно сказать, что профессия саунд-дизайнера вышла из профессии звукорежиссера совсем недавно, с развитием киноиндустрии и компьютерных игр. Sound Design пришел к нам всместе с применением западных технологий создания аудиовизуального продукта. Это достаточно узкая специализация звукорежиссуры, и там, где она родилась, разделение профессий в области обработки звука более ярко выражено. Вместо одного звукорежиссера, там есть и концертный звукорежиссер, и специалист записи звука на съемочной площадке, и специалист по записи синхронных шумов.

Что такое саунд-дизайн, или дизайн звука? Где используется саунд-дизайн?

Это создание аудиоэлементов, соответствующих определенным целям и поставленным задачам, будь-то использование звуков в фильме, компьютерной игре, в записи оркестра или группы. Дизайн звука – это особенная работа со звуком, создание определенной “атмосферы», и, как следствие, управление вниманием зрителя при помощи звукового ряда.

Саунд-дизайн важен и необходим. Ведь звук может влиять на настроение, привлекать внимание, или, наоборот, отталкивать. Саунд-дизайн применяется в создании музыки, кинематографе, мультипликации, на телефидении, в компьютерных играх, в озвучке аудиокниг, в рекламе.

Каковы необходимые и достаточные условия для того, чтобы стать саунд-дизайнером?

Профессия, безусловно, специфическая, и для того, чтобы быть саунд-дизайнером, необходимо иметь ряд навыков и быть человеком, так сказать, предрасположенным к аудиальному вуосприятию мира. Иными словами – любить звуки. Собственно, профессия настолько специфическая, что вероятность попадания в нее «не своего» человека крайне мала. Помимо любви к звукам, необходимо:

  • Иметь развитый слух . Совсем не обязательно идеальный, но если Вы не можете отличить по слуху две разные ноты, или не слышите, когда кто-то фальшиво поет – эта профессия точно не для Вас.
  • Разбираться в музыке. И не только в жанрах. Вы можете не играть на музыкальном инструменте, хотя это тоже очень желательно. Тем не менее, принципы работы того или иного инструмента знать необходимо.
  • Разбираться в физике звука. Вам нужно понимать, как распространяется звук, чтобы представлять, как должно звучать то или иное событие в конкретных условиях
  • Разбираться в психоакустических особенностях восприятия звуковых колебаний человеческим ухом. Это понимание особенно важно для достижения тех или иных целей, определенного настроения, эффекта.
  • Уметь работать с современными аудиоредакторами . Наиболее популярные: Nuendo, Cubase, Adobe Audition, Sony Sound Forge, etc.
  • Уметь работать со звукозаписывающей аппаратурой. Ведь перед тем, как обработать звук, нужно его правильно и грамотно записать.
  • Быть по природе исследователем. Профессия саунд-дизайнера потребует нестандартных решений. Например, как записать звук шагов по снегу или звук электрички, не выходя из дома?
  • Быть усидчивым человеком. С одной стороны, вам понадобится креативность, а с другой – усидчивость и умение справляться с монотонной работой. Например, по многочасовому отслушиванию монотонных фоновых звуков для фильма или спектакля.

Если Вы чувствуете, что работа со звуком – это прям Ваше кредо, то начинать следует с азов.

  1. Обзаведитесь базовым оборудованием. Вам следует в первую очередь приобрести простой (ключевое слово – простой, но не плохой!) микрофон и аудиокарту. Также очень важно, на чем вы будете слушать свои работы, поэтому понадобятся мониторы. Мониторы – это специальные профессиональные колонки с максимально ровной амплитудно-частотной характеристикой. Ровная АЧХ позволяет воспроизводить звук «без прикрас», таким, какой он есть, с минимальными искажениями. Существуют также бесплатные аудиоредакторы, которые позволяют получить качественный результат. Основам работы в них можно учиться самостоятельно, изучая видеоуроки.
  2. Старайтесь слушать мир. Слушать музыку, слушать фильмы, раскладывать по полочкам всю их звуковую картину. Подобная аналитическая деятельность – очень полезна для развития профессионального слуха.
  3. Следите за развитием технологий, читайте больше актуальной литературы. То, что было актуальным вчера, может устареть завтра, а хороший специалист всегда шагает в ногу со временем.

Наши современные реалии таковы, что базового образования в ВУЗах по соответствующим специальностям бывает недостаточно. И профессия саунд-дизайнера – яркий тому пример. В отечественных ВУЗах готовят звукорежиссеров, но из-за несовершенства и устаревания программы, молодой специалист выходит из своего учебного заведения заведомо с пробелами в важных областях знаний. В такой ситуации без самообразования и самостоятельного штудирования материала не обойтись.

Учится всегда легче и приятнее, если кто-то опытный помогает разбираться в незнакомых вопросах. Подробнее о вы можете узнать в нашей статье. Не стесняйтесь обращаться за помощью к . Мы поможем Вам стать настоящим профессионалом своего дела!

Интервью с руководителем тольяттинской студии саунд-дизайна Daruma Audio

В закладки

Обозреватель сайт поговорил с руководителем студии саунд-дизайна Daruma Audio Дмитрием Новожиловым и узнал, что такое саунд-дизайн и как работать с зарубежными клиентами, создавать звук для Pornhub, Apple и Nike, при этом оставаясь в Тольятти.

Что такое саунд-дизайн?

Саунд-дизайн - это проектирование звуковых образов. Он применяется достаточно широко: в кино, театре, играх и даже в машиностроении. Есть примеры, когда при создании электромобиля приглашали саунд-дизайнера, который создавал оригинальный звук двигателя. Созданием таких звуковых образов и занимается саунд-дизайнер.

Чем отличается звук для видео от, скажем, звука для игр, кино?

Для кино и игр важна драматургия. Важно помочь режиссёру подчеркнуть историю звуком. Бывает так, что одно только видео просто не даёт ощущения погружения. В нашей сфере - моушн-дизайна и explainer-видео, - важны детальность, приятность звучания.

Я правильно понимаю, что музыка и звуковой дизайн это разные вещи?

Они взаимосвязаны, но в целом да. Вообще, в музыке саунд-дизайн играет особую роль. Саунд-дизайнер создаёт интересные тембры, накручивая звук на синтезаторах. Оригинальный тембр придаёт особенность треку. Также накрученные тембры используются в пресетах популярных синтезаторов.

Часто саунд-дизайнеры создают музыку из звуков, записанных на микрофон. Для такого занятия, как минимум, нужен музыкальный слух.

Как пришёл к саунд-дизайну? Насколько я знаю, раньше ты занимался музыкой, рэпом.

Я 8 лет занимался студийной звукорежиссурой с рэп-исполнителями и сводил для них музыку. Несколько лет назад мой знакомый переехал в Петербург и начал заниматься моушн-дизайном. Моушн-дизайн - это визуальное оформление для видео, в котором используются движущиеся нарисованные элементы, 3D-объекты.

Он начал присылать мне проекты на звук. Это было достаточно легко, и он платил за это большие деньги, чем те, которые я получал за сведение трека. К тому же, это занимало меньше времени - звуковой дизайн для его видео я делал за час, а один трек сводил за пару дней. Мне это показалось интересным и выгодным.

Оказалось, что есть такая профессия саунд-дизайнер, она достаточно популярна за рубежом. Параллельно с изучением всей этой темы я начал работать с клиентами. Опыт работы с обработкой звука уже был, оставалось набраться опыта в работе со звуком для видео.

Получается, что человеку, который уже работал со звуком, достаточно изучить некоторые нюансы?

Да. Но в саунд-дизайне важны чувство вкуса и умение правильно подбирать ассоциации. Саунд-дизайн предполагает создание цельного проекта из множества звуков. Из звука автомобиля, из звука открывания холодильника можно создать что-то новое и применить это к совершенно другому образу. Это интересно. Поэтому стоит учиться правильным ассоциациям.

То есть саунд-дизайн это не про звук как таковой, а про умение находить неочевидные связи между вещами?

Да. На самом деле, сам звук - это просто техника. Её можно наработать с опытом - просто делаешь, делаешь, делаешь, изучаешь базовые вещи. А вот чувство вкуса и умение подбирать звуковое решение к конкретному образу, оно либо есть, либо нет.

Но вкус можно привить?

Да. Когда ты приходишь в новую сферу, то начинаешь ориентироваться на лучших. Находишь ориентир и смотришь, что ему нравится, как он делает. По ходу изучения таких примеров вырабатывается собственный вкус.

А чем вдохновлялся ты? На кого ориентировался?

Я копался в интернете, смотрел Vimeo, там очень много анимационных студий и моушн-дизайнеров выкладывают свои работы. Там я изучал тех, кто делал для этих работ звук и выбрал для себя несколько студий и саунд-дизайнеров, за которыми следил. И просто пытался делать так же, как они.

Может ли в саунд-дизайн прийти человек, который никогда не занимался звуком?

У меня есть хороший пример. Сейчас я в студию взял человека, который со звуком вообще не работал. Он не знает базовых вещей, не знает, как обрабатывать звук. Я спросил, хочет ли он стать саунд-дизайнером. Он даже не знал, что это такое, но ответил: «Окей, хочу».

Я рассказал, как делается саунд-дизайн, показал ему несколько примеров, дал ему тестовые работы. Он их сделал, правда, не очень хорошо, но сделал. И по ходу сам что-то находил и изучал, так у него стало получаться. В итоге, мы пришли к тому, что он получил реальный заказ и успешно его выполнил.

Всё это произошло за один месяц. Человек просто пришёл из ниоткуда. Таких единицы, на самом деле. У него просто есть врождённое чувство вкуса.

Насколько я знаю, у тебя образование не связано со звуком. Ты, получается, самоучка. Много ли в вашей сфере таких как ты? Насколько вообще важно образование в вашей сфере?

Что касается музыки, то тут точно нужно музыкальное образование. В училищах, консерваториях. Только так.

Думаю, многие спросят - почему Daruma в названии?

В своё время я изучал дзен-буддизм и в одной из книг прочитал о японской кукле даруме , которая олицетворяюет Бодхидхарму, основателя дзен-буддизма.

Хорошо. Давай поговорим про рабочий процесс. Условно говоря, тебе приходит заказ, вы с клиентом обсудили все детали. Что дальше? С чего ты начинаешь работу?

Наша специализация - звуковой дизайн для объясняющих (explainer) видео о стартапах и их продуктах. Мне нравится эта сфера тем, что она быстро развивается, а звук можно сделать за пару дней.

Когда к нам приходит заказ, мы сразу начинаем разрабатывать звук. Все референсы, которые применимы к проекту, уже у нас в голове. Мы точно знаем, какой звук куда подойдёт, и либо записываем его сами, либо берём из своей библиотеки. Это делается достаточно быстро, проект мы можем сделать за день-два.

Получается, что каждый саунд-дизайнер это библиотекарь, у которого есть заготовки из звуков?

Да, конечно. Для саунд-дизайнера важно иметь свою библиотеку, потому что проекты требуют быстрой работы. Запись звука - дело трудоёмкое. Обычно записывается какой-то эксклюзивный, индивидуальный звук. Но чаще мы обращаемся к собственным библиотекам или к библиотекам сторонних производителей.

Есть отдельная индустрия - запись звуковых библиотек, есть студии, которые занимаются только этим. Они записывают автомобили, атмосферу, различные шумы, бытовые звук, формируют библиотеку и продают.

Пример музыкального сопровождения для explainer-видео

И всё-таки интересно узнать, как саунд-дизайнеры записывают звук?

На рынке много разного оборудования - микрофонов, рекордеров. Есть дешёвые решения, которые хорошо работают даже в высокобюджетных проектах. Иногда для озвучивания звуков интерфейса саунд-дизайнер просто записывает свой голос, а потом гармонично встраивает его в проект. Никогда не догадаешься, что это записано голосом.

Если саунд-дизайнеру нужно записать атмосферу, как едут машины, как шумит лес, он просто выходит с микрофоном и рекордерами и записывает нужную фактуру.

А когда ты записываешь первоначальный звук, насколько он близок к финальной версии? Ты сильно его редактируешь?

По-разному. Например, звук закрывания двери автомобиля используется практически в первозданном виде. Если мы говорим об интересных решениях, спецэффектах, то в одном звуке, в одной фактуре, может быть до пяти совмещенных звуков. В наших проектах бывает такое, что в проекте для 30-секундного видеоролика используется до 130 звуковых дорожек.

Так выглядит звуковой проект в процессе создания

Какое оборудование используют саунд-дизайнеры?

Для саунд-дизайнера очень важно быть мобильным. В моём рабочем наборе ноутбук, рекордер, звуковая карта, наушники - всё это очень компактное. Этого достаточно для работы. А когда работаешь в студии, то используешь более мощные компьютеры, улучшенные звуковые карты и микрофоны. Так можно записывать более качественный материал.


Такого набора хватит новичкам?

Нюанс, который меня всегда интересовал - насколько «софт» вытягивает «железо». Можно ли вытянуть плохой звук и сделать его качественным?

Приведу пример. Есть рекордер Zoom h4n, у которого сильно шумят преампы. Когда записываешь детальную фактуру, например, звук ножниц, то сам звук получается тихим, а преампы дают сильный шум. Получается звук с примесями, «грязный» звук. Есть программа iZotope RX для реставрации записей. В ней можно вырезать шум преампов и получить чистый звук. Я это часто использую для удаления, шумов, щелчков, других артефактов.

Но если ты записываешь атмосферу или точечный звук, скажем, на iPhone, то его уже не сделаешь сильным. Он уже неполноценный. Его нельзя использовать как полноценный звук, и софт его не вытянет.

Какие программы используете в работе?

Основной инструмент - Cubase. Также работаем с Reaper и iZotope RX.

Как выглядит рабочее место саунд-дизайнера? Где работаешь сам?

Я могу работать где угодно - в коворкингах, офисах, кафе, дома. Мои сотрудники работают дома с оборудованным рабочими местами. Если нам нужно сделать серьёзный проект, то просто арендуем студию.

Рабочее место саунд-дизайнера

Понятно. Перейдём к вопросам бизнеса. Ключевой вопрос - как ты организовал бизнес? Что выбрал - ИП или ООО?

У меня ИП, я официально работаю с российскими и зарубежными клиентами. Для меня важно быть честным и аккуратным в работе. Для меня ИП было оптимальным решением. Я удивился, насколько легко можно наладить работу с зарубежными клиентами. Без проблем получаю оплату и из России, и из Америки, и из Европы.

Расскажи, каких клиентов у вашей студии больше - российских или зарубежных? Как они находят вас? Как выстраиваете общение с ними?

У нас больше зарубежных клиентов. Есть и российские, которые работают по заказу западных компаний. Получается, что так или иначе, мы больше работаем для зарубежных клиентов.

Когда я только начинал, то просто рассылал письма с предложением посотрудничать, сделать звук. В общем, занимался банальной рассылкой. Сейчас клиенты приходят сами - они находят нас на Vimeo, приходят по рекомендациям знакомых. В большинстве случаев, мы просто принимаем заказы, а не ищем новых клиентов.

Нам не интересны клиенты, которые приходят единовременно, мне интересно работать вдолгую.

Как удалось наладить диалог с зарубежными клиентами? Они чем-то отличаются от российских?

На самом деле, разницы между российскими и зарубежными клиентами немного. Всё строится на простых человеческих отношениях. мы же не работаем как крупные компании, где нужно соблюдать корпоративную этику.

Они могут написать «Привет, чувак!», но я стараюсь держать нормы приличия и не пишу «чувак». Но всё достаточно просто и понятно.

С зарубежными клиентами важно уметь убеждать в том, что с тобой нужно работать дальше. И тут всё зависит от сервиса, который предлагаешь: как ведёшь себя в разговоре, в работе с проектом, как быстро реагируешь на обратную связь, присылаешь готовую работу.

Главное - не быть чёрствым и слишком официальным, потому что это сложно воспринимается. Ты как будто общаешься с ботом, а не человеком.

Для зарубежных клиентов важно соблюдение сроков. У них чётко прописано, когда какая задача должна быть решена. Они не отклоняются от плана и мне это очень импонирует, потому что очень внимательно отношусь к дедлайнам. Так же выстраиваю процессы и внутри команды, чтобы всё делалось в срок.

Можно сказать, что российский рынок саунд-дизайна ещё недостаточно зрелый по сравнению с западным?

Нет, почему. У нас много студий и агентств, которые делают графику и видео, и, соответственно, им нужен звук. Просто получается, что наши основные партнёры работают именно с западными клиентами.

Мы, конечно, работаем для российских клиентов, но их доля мала. 80-90% - это зарубежный рынок.

Возможно, звуковой дизайн не пользуется высоким спросом на российском рынке?

Сложно сказать. Возможно для кого-то эта услуга слишком дорогая, чтобы заказывать её, например, у нас.

На российский рынок ещё можно заходить?

Да, конечно. Он только начинает набирать обороты и игроков очень мало. По крайней мере, в нашей сфере - для моушн-дизайна и объясняющих видеороликов. В сегменте кино и игр уже существуют устоявшиеся игроки, и там есть спрос, просто мы туда не лезем.

Сколько стоит хороший звук?

Сложно говорить о цене. В первую очередь оценивается время и видение, подход к работе. Клиенты приходят к нам именно за этим.

Отдельная тема - команда. Я так понимаю, ты начинал один, а сейчас больше занимаешься управлением и общением с клиентами. Как у тебя появилась команда? В какой момент ты понял, что тебе нужны люди?

Однажды у меня появилась потребность в человеке, который бы писал музыку, потому что музыкант из меня так себе. И я понял, что мне нужен композитор. Появился один композитор, мы с ним сотрудничали. Потом, когда работы становилось больше, потребовался ещё один. Чем больше работы появлялось, тем больше появлялось и людей в команде. Когда я не справлялся, то подключал новых работников. Сейчас я пришёл к тому, что полностью делегировал саунд-дизайн команде.

В выборе людей для меня не столько важны профессиональные качества, сколько психологические. Насколько человек готов отдаваться работе, вовремя её делать - это важно.

Бывают ли случаи, когда к тебе приходит новый человек, который хочет творить, но не очень приспособлен к рутинной работе? Как мотивируешь сотрудников?

Я нахожу людей, которых наоборот приходится зажигать на работу. Людей с горящими глазами почти нет. Если такие люди и приходят, то они быстро тухнут.

Перейдём от организационных моментов бизнеса к проектам, которыми ты занимался. Расскажи о самом ярком, интересном проекте, который ты делал.

С зарубежными клиентами всё достаточно просто - у нас отточенные задачи и просто потоковая работы, мы чётко знаем, что и как делаем. Проекты интересные и классные, но однотипные.

Поэтому расскажу о российском проекте. Это проект «Русские сказки» для проекционного мэппинг-шоу, которое транслировалось на Манежной площади в Москве. К нам пришло агентство, оно попросило создать музыкальную историю по мотивам русских сказок Пушкина. Нужно было написать оркестровую музыку на 7 минут. У меня как раз появился композитор, обычный студент, который пишет классную музыку. Тогда он учился в музыкальном училище и изучал русскую классику.

Музыка для проекционного мэппинг-шоу «Русские сказки» в московском «Манеже»

Клиент предложил сделать оркестровую музыку, но с популярными, современными оттенками. А мы топили за тему классической русской музыки из старых мультфильмов. Это был очень тяжёлый проект - мы написали трек, агентству он не понравился и процесс утверждения был очень долгим. Но нам удалось сделать то, что хотели изначально. Проект адаптирован под мультфильмы, мы сделали небольшие популярные, «диснеевские» вставки, но в целом это была русская классика.

Интересно, что в начале того же года мы написали для приложения по типу Skype и Viber звуки рингтонов со славянским мотивом. Потом сделали проект «Русские сказки» с русской классической музыкой, потом был проект для Храма Василия Блаженного с такой же музыкальной темой. Тот год стал для нас годом русской классики.

Также этот проект стал ключевым в плане делегирования полномочий. Раньше я делал звуковой дизайн сам, а на этом проекте решил привлечь человека. Он сделал свою работу настолько хорошо, что я рассмотрел в нём саунд-дизайнера. Сейчас он делает практически все проекты Daruma Audio по саунд-дизайну. Это ключевой проект, когда мы открыли новое направление, делегировал задачу по саунд-дизайну на сотрудника и с того момента я стал больше руководить.

Очень крутая история. Делали что-нибудь для крупных зарубежных брендов?

Когда начинал работать, для меня был интересен аудиобрендинг. Я всегда наслаждаюсь, когда делаю звуковой дизайн для брендов, крупных компаний. У меня была такая цель. Сейчас мы работаем с крупным американским заказчиком, о котором я не могу рассказать, но в рамках его проекта мы создаём звук для крупных брендов. Мы делаем звуковой дизайн для рекламных акций Apple, Nike, Coca-Cola, премьер новых фильмов и сериалов.

Звуковое сопровождение для проекта Ooohlympics Pornhub

Мы делали объясняющее видео для таргетированной рекламы в Instagram для канадского McDonald"s. Создавали звуковой дизайн для Pornhub с продакшн-студией из России.

Интересно, как удалось построить бизнес и профессионально расти, находясь в Тольятти? Всё-таки не самый большой город.

Мы работаем со всем миром и все ресурсы, которые нам нужны для звука, мы находим в Тольятти. На самом деле, важно мышление, психологическая готовность к работе с крупными зарубежными проектами. А то, где ты находишься, совершенно не влияет на работу.

Есть ли какие-то принципы, которыми руководствуешься в работе?

Я всегда внутри команды говорю, что надо делать всё качественно. Это звучит банально, но мы стараемся делать круто и расти от проекта к проекту. Второе - мы всегда укладываемся в сроки. Третье - мы позиционируем себя как команда внутри команды нашего клиента. Когда клиент приходит, он как будто берёт нас и встраивает в свою команду. Мы вживаемся, подстраиваемся под временные сроки и чувствуем себя комфортно.

Как будет развиваться саунд-дизайн в ближайшем будущем? Насколько саунд-дизайн переплетается с трендами вроде VR?

Мы уже сейчас плотно занимаемся звуком для вирутальной реальности. Мы видим в этом перспективу. Также саунд-дизайн будет развиваться в играх, кино, вообще во всех отраслях, где требуется звук. Есть примеры, когда озвучивают торговые центры. Профессия настолько широка, что каждый сможет найти себе применение.

Тестовая работа Daruma Audio - звуковой дизайн для 360-градусного игрового видео

Мы воспринимаем VR не просто как виртуальную реальность для игр и развлечений, мы делаем ставку на видео и рекламу в формате виртуальной реальности, 360-градусных видео. Это очень интересно, мы будем в этом развиваться.

И наш традиционный вопрос - на каком автомобиле ездишь?